Ребёнок едет на выезд. Казалось бы, что тут такого? Особенно, если чадо уже «взрослое» и должно само разбираться в том, что ему нужно для выезда. Но как показывает практика, тема значительно сложнее, чем, кажется на первый взгляд. Решил поделиться опытом по подготовке ребёнка к выезду.

Выбирать выезд нужно не менее, чем за месяц, а лучше за два-три месяца. Это избавит вас и ваших детей от ненужных метаний и поисков «в последний момент», а директора выезда от необходимости корректировать программу или отказывать вам в посещении выезда.

  1. В первую очередь, необходимо узнать в какой выезд поедут ваши дети, пообщаться с директором и инструкторами (причем делать это нужно, минимум за месяц, а желательно ещё раньше). Да, да, выезды бывают совершенно разные. Важно понимать, куда и главное, ЗАЧЕМ вы отправляете ребёнка в тот или иной выезд.
    Существуют «дикие выезды» где ваш ребёнок будет вынужден сам добывать и готовить пищу, создавать укрытие для сна, самоорганизовываться  в коллективе и где инструктора вмешиваются только в крайних случаях, они очень хорошо учат самостоятельности и взаимодействиям в коллективе, прививают множество полезных в жизни навыков. Однако для маленьких детей и старших, не готовых психологически, могут быть слишком трудными. Выезды «всё ради вас», напротив, предлагают максимально комфортную среду, где на одного ребёнка приходится три сотрудника и любой его каприз становится для сотрудников приказом обязательным к исполнению, однако практическая польза этих выездов нулевая, а иногда и отрицательная. Ребёнок вместо полноценного общения и приобретения полезных навыков сначала начинает творить всё, что ему хочется и как ему хочется, капризничать, лениться, а после приезда домой не может остановиться и выплёскивает всё на домочадцев.

Конечно это примеры крайних, противоположных вариантов выездов, но они тоже встречаются.

  1. Узнав, куда едет ваш ребёнок и, решив, что выезд будет ему полезен, приступаем к подготовке ребёнка к выбранному выезду. Не забываем сообщить директору о медицинских противопоказаниях, особенностях развития и поведения детей. Это избавит вас, директора и вашего ребёнка от огромного количества проблем. Так же, важно понимать, что если ребёнка просто «уболтать» поехать в выезд, пользы от этого будет немного, а уж через силу заставлять ребёнка ехать просто нельзя. Участник выезда должен понимать и принимать то, зачем он находиться в выезде. Для разных выездов нужны разные навыки, но есть общие, которым нужно научить ребёнка до выезда. В противном случае, вместо полезного и приятного времяпрепровождения ребёнок получит серьёзный стресс. Я сознательно не беру специальные выезды, например по коррекции поведения. Будем рассматривать обычный, среднестатистический выезд, без специфики. Итак, ребёнок должен:
    • Знать и понимать правила выезда, в который он едет, в том числе правила безопасности.
    • Обладать навыками самоконтроля и концентрации внимания.
    • Обладать навыками личной гигиены (включая пользование туалетом, баней, душем, рукомойником не в городских условиях, мытьё своей посуды самостоятельно)
    • Обладать навыками поддержания порядка и гигиены своих вещей (в том числе уметь самостоятельно стирать одежду, просушивать её и складывать на место, чтобы не валялась по всему выезду).
    • Обладать способностью, самостоятельно одеваться в ту одежду, которая привезена им в выезд, знать, какие вещи привезены в выезд, для чего они нужны и в каких ситуациях используются. В том числе уметь одеваться в зависимости от погодных условий.

Если Вы не уверены в чём то, рекомендуется «потренироваться» до выезда в домашних условиях. Например, научить самостоятельно мыться, переодеваться, знать все вещи, которые у ребёнка есть с собой, уметь их использовать, есть всю еду (а не только хлеб и сладкое с чаем), завязывать шнурки, мыть посуду. Тренировки лучше проводить с тем «оборудованием», с которым ребёнок поедет в выезд (желательно в условиях приближённых к реальным). Начинать не позже чем за три недели до выезда. Это избавит ваше чадо от неприятных ситуаций, а вас от необоснованного беспокойства. Рюкзак или сумка для вещей должна быть ОДНА, удобная для переноски ребёнком в загруженном состоянии (обязательно проверить до поездки). Ребёнок должен уметь мыть посуду и убирать её в мешок для посуды (посуда должна быть подписана так, чтобы не потерялась и не перепуталась с чужой посудой). Если ребёнок плохо себя чувствует перед поездкой, а вы всё равно хотите чтобы он поехал, ОБЯЗАТЕЛЬНО сообщите о проблеме директору выезда. Во избежание осложнений.

  1. Ну, вот, ваш ребёнок готов к поездке. Он знает, что его ждёт, знает, зачем он едет в этот выезд и с нетерпением ждёт поездки. Последний штрих это «предвыездное» родительское собрание. Не поленитесь и придите на него, обязательно с детьми, которые в этот выезд поедут. Это даст вам и вашему ребёнку представление о коллективе до поездки. Что очень важно, так как после этого многие страхи пропадают сами собой. Так же это возможность задать вопросы о непонятных моментах, либо узнать об изменениях, которые могли произойти в программе выезда. После этого собрания ни у вас, ни у вашего ребёнка не должно остаться ни тени сомнения в запланированной поездке.

В заключении стоит сказать, что самое главное в подготовке к выезду — это здравый смысл, осведомлённость о выезде, сотрудниках выезда и трезвый взгляд на способности вашего ребёнка. Помните, что выезд должен подходить ребёнку по его интересам и готовности к выезду этого формата, а не по принципу, «надо, куда-то деть ребёнка на месяц» или «там его научат чему-нибудь полезному», в противном случае смысла отправлять ребёнка в выезд, на мой взгляд, нет.